ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ЭЭГ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Зубов П.Г.
ГП Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта Министерства здравоохранения Украины, ул. Канатная, 92, Одесса, Украина, zubovpg@gmail.com

Современный уровень сопровождения детей с ЗПРР и РАС страдает недостаточной диагностической объективизацией дисфункций головного мозга пациента. В настоящее время используются различные методы исследования, такие как диагностическая ТМС, фМРТ, ПЭТ, инфракрасная спектроскопия и т.п., но все они имеют два недостатка – малую доступность и недостаточно глубокое научное обоснование для клинического применения. Наиболее перспективными диагностическим методами в данном направлении являются количественная ЭЭГ и когнитивные ВП. За последние 4 года в нашей лаборатории проведено более трёх тысяч записей ЭЭГ у детей в возрасте двух лет и старше, в основном, с задержками психо-речевого развития. Отработана система сбора и хранения информации в электронном виде. Перед первичным обследованием по кЭЭГ проводится сбор клинической информации по специально разработанному опроснику. При записи ЭЭГ применяется следующий дизайн: пробы глаза открыты, глаза закрыты, гипервентиляция, фотостимуляция. Для удобства удаления артефактов производится синхронная запись видео камерами высокого разрешения. Используется международная система наложения электродов 10/20. Постпроцессинговая обработка позволяет получать карты мозга по индексам времени, спектрам мощности, когерентности, фазности. Используется метод определения независимых компонент. Детям старше 7 лет производится сравнение спектров мощности с нормативной базой здоровых детей и выявляются отклонения от нормы. По результатам кЭЭГ с учётом клинических данных формируется протокол нейротерапии, который предполагает проведение процедур немедикаментозной нейромодуляции: ТКМП, ЭЭГ-биоуправление, нейроакустическая стимуляцию (типа томатис) и их комбинации. При выявлении эпилептиформной пароксизмальности выдаются ограничения по методам. Индивидуальный протокол нейромодуляции определяет количество процедур, периодичность проведения, локализацию, размер электродов, длительность сеанса, интенсивность воздействия и т.п. Эмпирическим путем установлено, что проведение следующего кЭЭГ обследования не целесообразно ранее 3 месячного периода после начала курса нейромодуляции и, как правило, проводится перед началом следующего курса. Исходя из многолетнего опыта применения кЭЭГ получены положительные результаты корреляции клинической динамики и изменения показателей кЭЭГ. Разработанная система контроля динамики терапии по показателям кЭЭГ заслуживает всестороннего обсуждения и внедрения в клиническую практику.

EXPERIENCE OF USING QUANTITATIVE EEG FOR CHILDREN WITH DELAYS OF PSYCHO-SPEECH DEVELOPMENT AND AUTISM SPECTRUM DISORDER

Zubov P.G.
SE the Ukrainian scientific research institute of medicine of transport of Ministry of Healthcare of Ukraine, Kanatnaya str., 92, Odessa, Ukraine, zubovpg@gmail.com

Modern level of support of children with delays of psycho-speech development and ASD suffers insufficient diagnostic objectivization of a brain dysfunctions of the patients. Now various methods of research, such as diagnostic TMS, fMRI, PET, near-infrared spectroscopy, etc. are used, but all of them have two disadvantages - small availability and insufficiency of deep scientific substantiation to clinical application. The most perspective diagnostic method in the given direction is quantitative EEG and cognitive EP. For last 4 years in our laboratory it is spent more than three thousand records an EEG at children at the age of two years and older mostly with delays of psycho-speech development. The system of the collecting and information storage in electronic form is fulfilled. Before primary inspection foe qEEG the collecting of the clinical information by specially developed questionnaire is conducted. For EEG study is applied the following design: eyes opened, eyes closed, a hyperventilation and photostimulation. Synchronous record of video by camcorder of the high resolution is used for convenience of excision of artefacts. The international 10/20 system of applying of electrodes is used. Post-processing allows obtaining brain maps on time indexes, power spectra, coherence and phase. The method of determination of independent components is used. For children of 7 years and older comparison of power spectra with Database of normal healthy children is conducted and deviations from norm are marked. By results of qEEG with the account of the clinical data the protocol of neurotherapy is formed which assumes carrying out of procedures of non-medicamental neuromodulation: tDCS, EEG-neurofeedback, neuroacoustic stimulation (kind of Tomatis) and their combination. In case of revealing epileptiform paroxysmality restrictions on methods stand out. The individual report of a neuromodulation defines quantity of procedures, periodicity of carrying out, localisation and size of electrodes, duration of a session, intensity of influence, etc. By empirical way it is established that carrying out following qEEG study is not expedient before 3 monthly periods after has begun a course of a neuromodulation and, as a rule, is spent before the beginning of a following course. Proceeding from long-term experience of application of qEEG was obtained positive correlation: clinical dynamics and changes of qEEG indicators. The developed monitoring system of dynamics of therapy on qEEG indicators deserves all-round discussion and implementation in clinical practice.
 

Search