ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЗГА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Толмача Н., Пудовскис К., Ванданс Я.
Исследовательский центр психонейрофизиологии и биорегуляции, ул. Кришьяна Валдемара 17а, Рига, Латвия, neurofiziol@inbox.lv

Актуальность этой проблемы в современном мире обусловлена тем, что в последние годы увеличивается количество детей, которые не готовы к систематическому обучению уже в старшей группе детского сада и в первом - втором классах школы. Выявлено, что удлиняется период адаптации к школе, замедляется социализация ребенка в школьную среду, а увеличение школьных нагрузок снижает работоспособность.
Цель исследования: разработать компьютерную программу оценки психофизиологических показателей и определить корреляционную связь с ранними нарушениями в ЭЭГ у детей от 6 до 8 лет, с трудностями в обучении по сравнению с нормой. Для определения когнитивных функции мозга у детей оценивали поисковую деятельность ребенка, ориентирование в замкнутых лабиринтах 5-и степеней сложности. Методика позволяла определять стратегию поведения ребенка в детерминированной среде (эффективность выполнения задания, характер оптимизации навыка, ошибки при выполнении первого, второго и многократного повторения задания, формирование алгоритмов поиска и принятия решения). Каждое движение ребенка в лабиринте фиксировали, и оно было приравнено к одному биту поступающей информации, в виде ню-грамм. Анализ результатов поисковой активности осуществляли по Шеннону, 1987, (модификация методики подробно описанной Никольской К. А. и Ворониным Л.Г., 1996-1998гг.). Данная методика, позволяла оценивать особенности восприятия новой и уже знакомой информации, а также характер ее переработки и хранения в кратковременной и долговременной памяти. Регистрацию ЭЭГ осуществляли на энцефалографе-анализаторе ЭЭГ-21, Энцефалан-131-03, Медиком-МТД, Россия. Электроды накладывали по системе 10-20. Выполнен количественный и функциональный анализы ЭЭГ (Ю.Д. Кропотов 2005г.) Обследованы, по направлению психологов, дети двух возрастных групп — 70 детей 6-7 лет, подготовительные группы детских садов и 80 детей 7-8 лет, учащиеся первых классов, имеющие трудности в учебе и поведении. Данные, полученные в результате обследования, сравнивали с возрастной нормой (в Центре имеются нормативные базы данных показателей ориентирования в лабиринте, также показателей ЭЭГ детей в возрасте от 4 до 15 лет.). Оценка результатов поведения в лабиринтах показала, что у детей двух обследуемых групп параметры сложной сенсо-моторной деятельности, внимание, объем механической памяти были достоверно снижены, по сравнению с возрастной нормой. Дети совершали много ошибок, оптимизация навыков и эффективность выполнения задания были достоверно ниже, чем в норме. Выявлен высокий коэффициент корреляции между характером поисковой активности и принятием решения. Сравнительный анализ поведения детей в лабиринтах и количественных показателей ЭЭГ показал, что трудности в решении задач были выявлены у тех детей, у которых регистрировались множественные показатели «незрелости» ЭЭГ по сравнению с возрастной нормой.
 
Выбраны следующие критерии оценки ЭЭГ:
 
- все показатели альфа активности;
- общее количество медленных ритмов (тета и дельта) и области их распространения;
- соотношение медленных и быстрых ритмов в лобной и височной областях коры и ведущее полушарие;
- динамика и полоса устойчивых внутри-и меж-полушарных связей.
 
Установлено, что показатели ЭЭГ могут быть маркерами определенных нарушений поведения и степени «зрелости» мозга. Полученные данные позволяют не только разработать современную, компьютерную программу определения готовности детей к школе, но и учитывая высокую степень корреляции между психо- и нейрофизиологическими показателями проводить обучение с контролем функционального состояния по психофизиологическим показателям - «обучение через исследование».
 
Список литературы:

1. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Психофизиология ребенка, Москва, 2005, с.495.
2. Кропотов Ю.Д., Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания, Санкт-Петербург,2005, с.147.
3. Данилова Н.Н., Психофизиология, Москва, 2002, с.373.
 

Search